Поиск Войти
Выбор региона
Калининградская область

Публикации

Статья заместителя председателя Калининградского областного суда Ю.И. Голышева "Защита несовершеннолетних" в журнале судейского сообщества "Судебная власть в Калининградской области" № 1(10), август 2009

 

.jpg

на фото: Голышев Ю.И.

  ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Журнал судейского сообщества Калининградской области "Судебная власть в Калининградской области" № 1(10), август 2009,

Рубрика "Компетентное мнение".

Автор статьи: заместитель председателя Калининградского областного суда Юрий Иванович Голышев

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», направленный на ужесточение уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Законотворческий процесс был не простым.

Рост количества преступлений в Рост количества преступлений в отношении несовершеннолетних показывает недостаточность предусмотренных действующим законодательством мер ответственности за указанный вид преступлений. Только в 2008 году в России, как свидетельствуют статистические данные, жертвами преступлений стали 126 тысяч несовершеннолетних, 1914 из них погибли, 1300 пострадали от сексуального насилия, 5233 - от ненасильственных половых преступлений.

Судебная и другая правоприменительная практика свидетельствует о необходимости усиления уголовно-правовых мер, направленных на ограничение доступа лиц, судимых за преступления против несовершеннолетних, к осуществлению деятельности, связанной с воспитанием детей. В связи с этим в принятой редакции закона статью 47 УК РФ законодатель дополнил положением, согласно которому в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может устанавливаться на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания, а часть третью ст. 79 УК РФ «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» - пунктом, согласно которому условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних только после фактического отбытия ими не менее трех четвертей назначенного срока наказания.

Кроме того, в целях усиления уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних в новой редакции иначе изложены статьи: 131 «Изнасилование», 132 «Насильственные действия сексуального характера»,

134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста», 135 «Развратные действия», 242-1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», а также внести соответствующие изменения и дополнения в статьи 105 «Убийство», 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних», 228-1 «Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 230 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ».

Разделяя концепцию нового закона, необходимо отменить следующее, что в законопроекте первоначально в редакции статей 105, 111, 112 УК РФ отсутствовала такая составная часть субъективной стороны этих составов преступлений, как совершение преступления в отношении заведомо малолетнего и несовершеннолетнего. В то же время признак заведомости сохранялся в новой редакции статей 134, 135 и 230 ч.3 п. «а» УК РФ.

В ходе законотворческого процесса были внесены изменения и в последней редакции статей 105, 111 и 112 УК РФ признак заведомости был сохранен и является предметом доказывания. Но таковой отсутствует в новой редакции статей 131, 132, 230 ч.3 п. «в», 242.1 ч.2 п. «б» и ст. 228.1 ч.3 п. «в» УК РФ.

Чем вызвана необходимость разного подхода в формулировании субъективной стороны вышеуказанных составов преступлений - неясно.

Как известно, субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.ст. 131, 132, 242.1 и 228.1 УК РФ, как и вышеупомянутых статей, характеризуется прямым умыслом и обязательным является доказывание факта осознания виновным того, что его преступные действия направлены в отношении лица, не достигшего установленного законом возраста.

Судебная практика по данному вопросу изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации». Так, в п. 14 разъясняется: «Судам следует исходить из того, что ответственность за совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего лица либо не достигшего четырнадцатилетнего возраста наступает лишь в случаях, когда виновное лицо достоверно знало о возрасте потерпевшего лица (являлось родственником, знакомым, соседом) или когда внешний облик потерпевшего лица явно свидетельствовал, например, о его возрасте.

Добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что возраст потерпевшего лица приближается к 18-летию или в силу акселерации оно выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данного квалифицирующего признака».

Аналогичные разъяснения содержатся также в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Если буквально трактовать новую редакцию указанных статей, то можно сделать вывод об отсутствии необходимости доказывания того, что виновный осознавал совершение им преступления в отношении малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего.

Конечно, отсутствие необходимости доказывания признака заведомости осознания виновным малолетнего и несовершеннолетнего возраста потерпевших значительно облегчит рассмотрение уголовных дел данной категории, однако такой подход будет противоречить всей судебной практике, сложившейся за многие годы, и может дать основание говорить о неизбежности объективного вменения при применении данных

норм. На наш взгляд, для придания единообразия необходимо было либо включить признак заведомости в редакцию всех статей, либо исключить данный признак, но при необходимости его доказывания.

Как уже отмечалось, главная цель новой редакции указанных статей - усиление уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.

В таком случае на начальном этапе принятия закона была некоторая неопределенность в позиции разработчиков проекта нового закона. Было непонятно, в связи с чем в санкции части первой ст.134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» и в санкции части первой ст.135 УК РФ «Развратные действия» отсутствовал такой предусмотренный в настоящее время вид наказания, как лишение свободы. Он заменялся на штрафы и исправительные работы, применение которых на сегодняшний день ограничено.

Не согласившись с таким мнением разработчика законопроекта по данному вопросу, законодатель в дальнейшем оставил лишение свободы за данные составы преступлений. В противном случае, это существенно снизило бы уровень уголовно-правовой защиты детей от сексуального насилия, к тому же, эти составы из преступлений средней тяжести переводились бы в преступления небольшой тяжести со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями: возможность прекращения уголовных дел в связи с деятельным раскаянием и примирением сторон, сокращение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и погашения судимости, распространение большинства актов амнистии и многое другое.

Таким образом, принятие новой редакции рассматриваемых статей Уголовного кодекса, в значительной степени отвечает требованиям повышения уровня защиты несовершеннолетних от преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности.

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Калининградской области

Вход

Забыли пароль?