В Совете судей Российской Федерации обсужден разработанный Министерством юстиции Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
По мнению Совета, содержащиеся в проекте новеллы неприемлемы, так как их реализация не будет способствовать совершенствованию правового регулирования порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Так, в частности, не может быть поддержано предложение о расширении перечня видов санкций за совершенные дисциплинарные проступки.
Имея ввиду высокий статус судьи, подтверждаемый прежде всего исключительно сложной процедурой отбора и представления кандидатов на должность судьи, а также установленным законом порядком назначения его на соответствующую должность (пункт «е» статьи 83 Конституции Российской Федерации), Совет судей Российской Федерации считает, что в целях предупреждения дисциплинарного проступка, влекущего досрочное прекращение полномочий судьи, вполне достаточно такого вида дисциплинарного взыскания как предупреждение.
Кроме того, действующее ограничение видов дисциплинарного взыскания двумя видами делает понятие дисциплинарной ответственности значимым как для судьи, так и для общества.
Согласно проекту одним из оснований наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи должен явиться грубый дисциплинарный проступок, выразившийся в вынесении незаконного судебного акта, если его незаконность подтверждена вышестоящей судебной инстанцией.
При таком понимании грубого дисциплинарного проступка любой случай отмены (или даже изменения) судебного решения вышестоящей инстанцией в связи с неправильным применением норм материального или процессуального права может быть основанием для возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи и отрешения его от должности.
Такая позиция авторов законопроекта, по мнению Совета, принципиально неприемлема, поскольку противоречит пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», в соответствии с которым судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Эта правовая норма принята в развитие конституционного принципа независимости судьи и является отражением достигнутого уровня государственных гарантий независимости и неприкосновенности, который не может быть снижен, в том числе путем изменения закона (пункт 4 статьи 5, пункт 3 статьи 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пункт 1.1 Европейской хартии о статусе судей).
В развитие этих положений Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул в Постановлении от 28 февраля 2008 г. № 3-П, что судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.
Введение законопроектом нового дисциплинарного взыскания в виде «понижения квалификационного класса судьи» фактически образует новую ответственность судьи – материальную. Применение данного наказания приведет к снижению заработной платы судьи (состоящей, в том числе, из доплаты за квалификационный класс), что недопустимо, так как противоречит требованиям части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и пунктов 1 и 4 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
С учетом изложенного Совет судей Российской Федерации не поддержал данный законопроект и считает, что в принятии такого законопроекта нет необходимости, что подтверждается также Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 19-П, согласно которому положения пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.