Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты проекты изменений в законодательство в части совершенствования деятельности администратора суда и аппарата суда
ВЫСТУПЛЕНИЯ
Виктора Викторовича Момотова
на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
14 октября 2021 года
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вашему вниманию предлагается проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда». Данный законопроект взаимосвязан с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», который будет рассмотрен следующим.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 45 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», статью 38 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», статьи 33 и 34 Федерального конституционного закона «О военных судах в Российской Федерации», в части регулирования деятельности администратора суда и аппарата суда.
Администратор суда − это должностное лицо, выполняющее организационные функции по обеспечению деятельности суда. В настоящее время статус администратора суда, определенный в Федеральном законе «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» имеет двойственную природу в связи с одновременным подчинением председателю суда и Судебному департаменту. Кроме того, отсутствие полноценной регламентации полномочий и требований к администратору суда приводит к неэффективности и дублированию полномочий администратора и работников аппарата суда.
Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование и одновременное повышение правового статуса администратора суда, а также оптимизацию его деятельности, исключение двойственного положения, устранение нормативного дублирования функций администратора и других работников аппарата суда, распределение обязанностей в пределах компетенции, изменения порядка назначения администратора и его подчиненности.
Предлагается выделить два вида администраторов: администратор суда − руководитель аппарата и администратор суда районного звена.
К первому виду относится администратор суда − руководитель аппарата, выполняющий свои функции в аппарате кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
В перечисленных судах на председателей остается общее руководство деятельностью аппарата суда, а непосредственное руководство передается полностью администратору, что также позволит разгрузить председателя суда от решения вопросов материально-бытового и технического характера.
Требования к такому администратору повышаются, он должен иметь высшее юридическое образование. Так как назначается и подчиняется он только председателем соответствующего суда, данные должности исключается из системы Судебного департамента, что решает проблему двойственности подчинения.
Законопроектом предлагается определить полномочия руководителя аппарата – администратора суда, к ним будут отнесены: организация работы по делопроизводству и работе архива; ведение судебной статистики; правовое обеспечение судей и работников аппарата суда; организация материального и социального обеспечения судей, организация материально-технического обеспечения деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда; организация проведения мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда; организация разработки проекта сметы расходов суда, утверждаемой председателем суда, и представлению его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и другие.
Принятие законопроекта в целом позволит усовершенствовать систему организации работы аппарата суда, повысит эффективность осуществляемых им функций и положительно отразиться на качестве правосудия.
Принятие федерального конституционного закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
В связи с изложенным просим поддержать проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда».
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Как я уже ранее озвучил, он идет в связке проектом федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в части совершенствования деятельности администратора суда».
Данный проект вносит изменения в статьи 17, 18 и 19 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и направлен совершенствование деятельности второго вида администратора суда, то есть администратора районного звена.
Администратор суда районного, городского, межрайонного суда, гарнизонного военного суда, администратор постоянного судебного присутствия входит в штат управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, следовательно назначается на должность начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ по представлению председателя соответствующего суда и подчиняется Судебному департаменту региона.
Из этого следует, что полномочия администратора суда районного звена проистекают из функций Судебного департамента и состоят в непосредственно материально-техническом и хозяйственном обеспечении суда.
Так в полномочия администратора суда районного звена входят: подготовка залов судебных заседаний, принятие мер по обеспечению безопасности, материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организация взаимодействия суда с адвокатурой, правоохранительными и иными государственными органами, осуществление информационно-правовоого обеспечения деятельности суда, организации работы по соблюдению правил и норм охраны труда и пожарной безопасности и другие.
Основное требование к администратору суда районного звена − наличие высшего образования.
Данным законопроектом из полномочий администратора суда районного звена исключается полномочие по разработке проекта сметы расходов суда, утверждаемого председателем суда, и представление его в соответствующее региональное управление Судебного департамента в субъекте. Это связано с тем, что суды районного звена не являются юридическими лицами, не имеют самостоятельного бюджета и не разрабатывают свои сметы расходов. На администратора возлагаются только анализ потребности суда в материально-технических средствах при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами и принятие иных мер по организации материально-технического обеспечения деятельности суда.
Новшеством, вводимым законопроектом, является должность администатора постоянного судебного присутствия. Необходимость таких администраторов связана с тем, что во первых, постоянные судебные присутствия обычно находятся на значительном расстоянии от районного (городского) суда, а во вторых, специфика деятельности администратора требует его фактического нахождения в здании (помещении) суда.
При этом введение должности «администратор постоянного судебного присутствия» предлагается обеспечить путем перераспределения высвобождающихся должностей администраторов районных (городских) судов при упразднении судов и создании постоянных судебных присутствий в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Реализация федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
В связи с изложенным просим поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».